Купол

Пожалуй, самым  сложным элементом обсерватории является купол. Это именно тот камень преткновения, который стоит на пути любителя астрономии,  решившегося на этот безумный подвиг — строительство своего астрономического храма.  Страх сложности заставляют ЛА искать альтернативные решения и они чаще всего останавливаются на павильонах с откатной крышей. Но, как человек сделавший это, хочу сказать, что страх ложный.  А грамотно спроектированная и сделанная откатная крыша требует не меньше усилий и средств, чем купол. Зато преимущества купола очевидны.  Итак, если вы твердо решили, что ваша обсерватория будет с куполом — вам сюда.

А пугает, чаще всего основная деталь купола — круглый рельс, по которому и вращается купол. Честно говоря и меня этот момент заставил, если не испугаться, то по крайней мере поволноваться, особенно после того, как я объехал несколько предприятий, где предположительно надеялся, что мне помогут с изготовлением рельса. Но, ссылаясь на всевозможные проблемы, ультрасложность, а местами и вообще нереальность этого всего, т.е. получив всесторонний отказ, я воспринял это как направление и понял, что дело утопающего… , ну сами знаете.
… И за один день изготовил аж два рельса, диаметром 3,1 м, с разбросом в +\- 5мм! 🙂
Материалом для рельсов стала прямоугольная профильная труба размером 30х50мм. Немного расчётов показало, что легче всего её согнуть в кольцо, предварительно порезав лапшой с шагом в 10 см., а потом сварить. Решил сделать 4 сектора, потом из них собрать кольцо.  Расчётная ширина прорезей получилась около 2 мм. Купил такой толщины диск на болгарку и нарезал трубу по трём стенкам, а четвёртую наружную оставил.  Из двух кусков ДСП сделал шаблон нужного радиуса ( только часть сектора) и приспособил пару клиньев, чтоб зафиксировать полученную змейку. После фиксации проварил одно ребро, потом перевернул и проварил второе, внутренняя часть проваривается уже без шаблона. Таким образом, было изготовлено 8 секторов, из которых потом сложил два кольца. Сектора между собой сваривал тоже на шаблоне.
В завершении, осталось  аккуратно зачистить швы болгаркой.

Конструкция самого купола тоже долго выбиралась. Конечно, идеально круглый купол смотрится лучше, но перспектива его обшивания  листовым железом не внушала оптимизма. Точно раскроить сектора, согнуть по дуге, приклепать и при этом не допустить протечек  — достаточно проблематично. Поэтому я решил сделать сотовую конструкцию, имеющую плоские грани.  Каркас купола был собран из отдельных дуг, которые изготовлены из профиля 20х20мм. На куске швеллера были приварены два куска уголка под нужным углом. К этим уголкам, струбцинами я прикручивал трубу, предварительно разрезанную клином по трём сторонам под рассчитанным углом и проваривал. Таким образом, рёбра получились абсолютно одинаковые. Двенадцать рёбер были сварены между собой поперечинами. Получившийся  каркас  получился очень крепким и лёгким.  К основанию каркаса я приварил одно из колец. К нему впоследствии были прикручены 8 колёсных пар, которые катаются по второму кольцу, установленному на кирпичное основание башни. Круглый рельс приварен с внутренней стороны купола на косынках из кусков такого же профиля, образуя треугольную опору. Так как внешний купола около 3,5 м. , его край выступает за пределы кирпичного основания, а после его обшивки железом перекрывает его ещё внизу, что позволило закрыть всё внутреннее пространство от осадков.
Из листов оцинкованного железа вырезались сегменты, края гнул киянкой по профилю трубы. Всё садил на алюминиевые заклёпки и на силиконовый герметик. Всего было заклёпано более 700 заклёпок! :-). За 7 лет эксплуатации ни одной протечки!

Забрало

O, забрало, забрало!  (Рифма так вырывается наружу 🙂 )  Действительно, оно заставило потрудится. Не раз переделывал и сейчас, если бы начал делать купол, то забрало сделал бы точно по-другому. 🙂

Изначально, две створки забрала двигались по двум трубам вправо\влево на металлических кольцах, приваренных собственно к ним. «Земные» испытания легкости хода, особенно после обильно смазанных графитной смазкой труб, показались,  на первый взгляд, вроде бы как достаточными для принятия в эксплуатацию, но после ходовых испытаний, особенно при наступлении холодов, совсем меня расстроили.
Длинные, ломанной формы, лёгкие и, по этой причине, не достаточно жёсткие створки, при попытке их открытия немного перекашивались и подклинивали. При помощи стремянки, куска доски, многочисленных скачков вверх\вниз (про вспоминании их мамы я пропускаю 🙂  ), забрало в конце — концов открывалось, попутно разбудив всех собак в округе.  Мучения длились достаточно долго, так как мысль о переделке заставляла вздрагивать, но всё же я решился.
Второй этап начался с решения избавиться от труб и сделать рельсы, с бегающими по ним на роликах тележками, к которым и будут прикручены створки забрала.
Больному действительно помогло, но полного выздоровления не наступило. Забрало открывалось плавно, бесшумно, но при условии одновременного приложения силы к верхней и нижней частям створок. Я понял, что третьего этапа мне не миновать, особенно после появления мысли о моторизации купола.
Потребовалась синхронизация верха\низа и створок между собой. Виделись два варианта решения вопроса: механически или двумя электродвигателями, синхронизированные электроникой. Я остановился на первом, представив ситуацию, когда начинается дождь, электричество отрубилось, а у тебя ( имеется ввиду на куполе 🙂 ) забрало открыто.
Вариант конечно достаточно громоздкий, трудоёмкий и, скорее всего невозможный для полного повторения. 🙂 В ход пошли накопленные годами, со всякой списанной техники шестерёнки, редукторы, карданы. Синхронизация створок между собой сделана по классической схеме — ролики по концам рельса и трос, связанный в кольцо. В верхней и нижней частях забрала были установлены два одинаковых редуктора, с смонтированными на них зубчатыми рейками. Рейки  сдвигают по одной из створок, а вторая уже сдвигается через блоки тросом. Редукторы связаны между собой через ещё один, промежуточный редуктор, системой карданов.
На промредуктор навешана ручка для ручного открытия или привод от небольшого электродвигателя на 24В с редуктором. (что-то наподобие автомобильного дворника). Зато сейчас, как говорил классик — лёгким движением руки… забрало превращается в… открытое забрало!  🙂

Комментарии запрещены.