Вилочная монтировка
Путь к созданию этой монтировки был долгим, кропотливым, но результат всех трудов вдохновил в обсерваторию новую жизнь и дал ей новые возможности.
Почему именно вилка? Спор о преимуществах и недостатках разного рода конструкциях экваториальных монтировок не раз обсуждался на всевозможных астрономических форумах. Не буду сильно вдаваться в обосновании выбора в пользу вилки, просто я посчитал это неплохим вариантом для стационарного оборудования, ну и если хотите — нравится она мне 🙂 .
Конструкция вилки неоднократно изменялась, переделывалась. Благодаря конструктивной критике Главного Конструктора, в лице Сани Давыдова, который в кругу Одесских (и не только) любителей астрономии прослыл действительно талантливым телескопостроителем и конструктором всевозможного астроинструментария, родилась именно эта конструкция вилки. За что ему отдельная Большая благодарность!
Основные требования к монтировке были:
— достаточно высокая грузоподъёмность, так как на неё планировалось установить два Ньютона — 200 и 300 мм. (в будущем возможно и большего калибра);
— возможность её изготовления без необходимости наличия большого станочного парка;
-доступность комплектующих и материалов.
Монтировка изготовлена из стального профиля, размером 120х120 мм для вилки и 120х60 мм для основания. Диаметр полярной оси — 90 мм. Уникальность конструкции в том, что полярная ось неподвижна и является неотъемлемой частью основания (треноги) монтировки. Подшипники смонтированы на самой вилке. Нижний, с внутренним диаметром, равным диаметру полярной оси, запрессован в обойму, приваренной к основанию вилки , а верхний — самоустанавливающийся подшипник , прикручен к платику, также жёстко приваренному к вилке. Аналогичные подшипники используются на верхних полуосях вилки. Труба телескопа (впоследствии и второго) покоится в стеклотекстолитовых ложементах, прикрученных к платформе, которая является основным несущим узлом оси склонения. С боков платформы приварены стальные платики. К ним прикручены полуоси, имеющие юстировочные и фиксирующие винты, что позволяют точно выставить их соосность.
На монтировке использованы бронзовые червячные пары с числом зубьев равным 345. Диаметр червяков составляет 18 мм. Крутящий момент от шаговых двигателей передается на червяк через промежуточный редуктор 1:10 , где использованы безлюфтвенные шестерни. Червячные узлы подпружинены и имеют механизмы отвода от шестерни. Так как в конструкции монтировки не предусмотрены муфты, это позволяет при необходимости быстро перевести монтировку в нужное направление.
Узлы монтируются на пластинах с осью качения, которые в свою очередь, юстируются относительно червячных шестерен.
На основании монтировки предусмотрены три регулировочных винта для точного выставления полярной оси по высоте.
Управление монтировкой осуществляется через самодельный контроллер шаговых двигателей, работающий в режиме Dir/Step. К нему подключен пульт управления, который позволяет локально навести телескоп или использовать для ручного гидирования. Вся система управляется программой известного астронома любителя Мела Бартелса. Она установлена на отдельном бездисковом компьютере. В качестве носителя использована СF карта на 32Мб, с установленным DOS-ом и самой программой. Это позволило организовать полный GoTo, автогидирование и другие возможности планировки и проведения наблюдений.